Навигация

Поиск по сайту

   

Александр Цфасман – история советского джаза.

  18 ОКТЯБРЯ 2018г  
 

В программу двух долгоиграющих дисков составивших альбом «Александр Цфасман» - композитор, пианист и дирижер, включены записи 30-х - 40-х годов. Большинство из них выпускались в свое время на обычных пластинках. Переписанные с матриц, а в тех случаях, когда матрицы не сохранились, с пластинок, хранящихся в Государственном архиве звукозаписей,  эти записи были, отреставрированы оператором Т. Павловой воскрешая одну из славных страниц звуковой истории.

Заслуженный артист РСФСР Александр Наумович Цфасман родился в 1906 году в Запорожье. В детстве обучался игре на скрипке и на фортепиано. Позднее занимался в музыкальном техникуме в Горьком. Поступил в Московскую консерваторию, которую закончил в 1930 году.

Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название «АМА - джаз» (АМА» - Ассоциация московских авторов).

В 1927 году, после четырех месяцев репетиций, оркестр в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля - солиста-пианиста Цфасмана.

В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде сада «Эрмитаж», играет в ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году «АМА - джаж» выступил по радио и записал впервые в истории советского джаза грампластинки.

В начале 30-х годов состав оркестра увеличился. В эти годы  сюда приходят талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман, и другие. В репертуар оркестра тех лет появляются не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим.  Среди них - фокстрот «Звуки джаза», оригинально инструментованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая необычайную популярность.

Граммофонные записи принесли оркестру широкую популярность - записи расходились огромными тиражами. На пластинки попадало все лучшее, что исполнялось оркестром. В 1939 году Цфасман возглавил джазовый оркестр Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки эстрадных песен, оркестровых пьес и танцев. «Джаз - оркестр Всесоюзного радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного интонационно нового типа жжазовой музыки, - отметил в книге «Советский джаз» А. Баташев -  именно в этом оркестре начало складываться новое музыкальное мышление, на основе которого позднее, в 50-х годов, сформировался исполнительский стиль нового поколения советских джазовых музыкантов.

 «Мелодия», 1974 г.


 

вернутся назад